Будьте в курсе новостей!

Имя: *
e-mail: *
Погода
  • Rambler's Top100 Rambler's Top100
ГлавнаяСамоучительФристайл-слалом → 4. Поворачиваем крис-кросы

 

4. Поворачиваем крис-кросы

 

Следующим шагом после изучения монолайна и крис-кроса является составление на их основе более сложных элементов. Строго говоря, и монолайн, и крис-крос также являются составными: первый состоит из внутреннего и внешнего углов, а второй из собственно (крис-)кросового проезда и примитива, называемого прямым проездом, когда мы просто проезжаем над фишкой. В целях предельной точности описания такие элементарные движения будут использоваться и в дальнейшем. Иногда для краткости кросовый проезд называется по имени всего элемента - "крис-крос".


Пришло время определить термины, которые нам приходится то и дело произносить для обозначения того, что мы делаем на дорожке.


Примитив - неделимое на более простые части движение. Например, это уже известные нам углы монолайна, кросовый и прямой проезды крис-кроса. Для них характерно отсутствие закрепившегося названия, поэтому разные инструкторы могут называть одни и те же примитивы по-разному. Например, простенький прямой проезд в крис-кросе иногда избыточно называют фонариком, гораздо более сложным движением.

Помимо непосредственной помощи в изучении слалома задачей данного Самоучителя является устранение подобных разночтений в базовых терминах.

Элемент - это примитив или последовательность примитивов, по смысловым или историческим соображениям заслужившие своё собственное название. Например, нам уже известны элементы параллель, монолайн, крис-крос и их варианты (вперёд, назад, на двух колёсах).

Трюк - синоним слова "элемент", подчёркивающий его зрелищность. Обычно имеется ввиду какое-нибудь сложное движение, но, понятное дело, сложность одного и того же элемента для разных людей разная. Название закрепилось с соревнований типа "батл", где присутствует момент сравнения самых сложных трюков участников - "лучший трюк", "заключительный трюк".

Переход - это движение, соединяющее два элемента (трюка).

В простом случае переход может быть примитивом или элементом, например, каким-нибудь производным от крис-кроса. А может вообще не являться ни элементом, ни даже примитивом, как часто бывает в современных соревновательных программах, где переход с одного тяжёлого трюка на траекторию другого является само по себе сложной технической задачей, особо оцениваемой судейской коллегией.

Связка - последовательность элементов и переходов между ними, не имеющая собственного имени.

Употребляется в таких выражениях как: "Я придумал новую связку", "В эту связку надо бы добавить пару сложных трюков", "Это же известная кимсуджиновская связка, которую все повторяют". Сейчас для обозначения связки длиной в целую дорожку так и говорят "дорожка". Например: "Я собрал для программы новую дорожку на 80", "Это же в чистом виде дорожка Дисы" и т.д. Нетрудно понять, что за редким исключением все элементы являются связками. Например, монолайн и крис-крос, как было сказано в начале, это связки из двух примитивов, а вот паралелль - неделимый элемент-примитив (его объезды фишек слева и справа зеркально тождественны).


Теперь, вооружённые терминологией, мы можем смело переходить к изучению новых элементов. Для начала будем по всякому комбинировать крис-кросы, изучая их различные варианты. Кросовый проезд не только исторически нам ближе, но и участвует во всевозможных элементах, связках и переходах чаще монолайновых углов. Производные от монолайна более характерны для азиатского стиля катания, поэтому на сегодняшний день также актуальны и будут рассмотрены в следующем блоке элементов.


Первым основанным на крис-кросе элементом является:

Grapevine


Да, грейпвайн - это одна из основ стайл-слалома! Когда-то он по сложности считался равным пистолетику, а французы до сих пор называют его Crazy, "сумасшедший". Теперь это рядовой базовый элемент, ценность которого не в действительной, а в кажущейся стороннему наблюдателю сложности, особенно когда она подкреплена качественным исполнением.

Грейпвайн продолжает раскрывать нам свои снереты. Сейчас мы впервые будем пробовать вращательные движения, и поможет в этом именно грейпвайн в его поворотных вариантах:

Грейпвайн с поворотом через лицевую сторону


Из предыдущего упражнения мы вынесли очередное важное правило: любое вращение в слаломе, а особенно лицом вперёд, идёт сверху вниз. Сначала закручиваются руки, которые тянут за собой плечи, которые в свою очередь поворачивают корпус, и только в последнюю очередь в движение вовлекаются ноги. Это не значит, что ноги начинают двигаться через полчаса после рук, а лишь с отставанием в долю секунды.

Набранная корпусом (руками, плечами, туловищем) инерция позволяет втянуть ноги на их траекторию с минимальными усилиями, а иногда вообще без усилий. Это техническое преимущество. А другое преимущество - эстетическое. Если два человека будут рядом делать один и тот же элемент с закручиванием корпуса и без, то сторонний наблюдатель однозначно укажет, кто из них движется более красиво. По большому счёту красота исполнения, насколько можно применить сильное слово "красота" к нашему виду спорта, единственный критерий, которым мы руководствуемся, когда определяем, каким наилучшим образом исполняется тот или иной элемент. Само собой, что правила спортивных состязаний накладывают жёсткие требования на высоту оцениваемого технического уровня, из-за которых спортсмены часто предпочитают пожертвовать красотой в пользу технической сложности. Но нам пока до этого далеко, а задача вполне конкретная: научиться делать базовые элементы "красиво = эффективно = правильно".

Грейпвайн с поворотом через спину


Вращение на грейпвайне через спину вновь подтвердило, что движение спиной вперёд всегда динамичней - легче совершается и поддерживается - чем лицом вперёд. Но это вовсе не означает, что корпус не должен участвовать в закручивании, если ноги и сами справляются. Он также должен закручиваться сверху вниз для более красивого исполнения. Не должно быть зажатых плеч и непонятно как прижатых к телу или растопыренных рук, а движение должно плавно и непрерывно переходить из одной фазы элемента в другую.


У грейпвайна есть и другие интересные разновидности: обратный, когда заход на крис-кросы идёт с передней ноги, на двух передних (тоу-тоу) для энтузиастов верхней базы. Для нашей системы они непринципиальны, поэтому не теряем драгоценное время и двигаемся дальше к новым вариантам крис-кроса.

На этот раз будем делать крис-кросы не просто под углом к дорожке, а вбок, оставляя руки и плечи перпендикулярными движению.

Kickback


Кикбэк, пожалуй, самый распространённый в слаломе переход. Являясь по сути модифицированным крис-кросом, он позволяет подготовиться к более сложному элементу, перейти с продольного на поперечный (например, с обычного крис-кроса на грейпвайн), красиво зайти или сойти с дорожки.

Cutback


Катбэк хорошо дополняет кикбэк, выполняя те же самые задачи. Он несколько менее востребован, так как требует более длительной подготовки к непринуждённому применению - всё-таки движение спиной вперёд почти вслепую.

В сумме с кикбэком и грейпвайном катбэк даёт возможность сделать старинную красивую связку, имеющую собственное название Sun. Раз связка имеет название, то будем называть её элементом, хотя она состоит из целых четырёх элементов. Сан демонстрирует, как замечательно один вид крис-кроса (а на самом деле, как мы уже знаем, кросового проезда) переходит в другой, давая в результате новое, непохожее на свои составляющие, движение.

Sun


Вот таким образом на основе лишь крис-кросов мы получили в распоряжение первые мощные инструменты слалома. И возможности крис-кросов на этом не заканчиваются. В 6-м разделе будет рассказано и показано, как их можно не только поворачивать, но и закручивать.

 
А сюда можно звонить:
 
 
Заявка на индивидуальное обучение
 
  • Фамилия:*
  • Имя:*
  • Возраст:*
  • Контактный телефон:*
    8 ()
  • E-mail:*
  • Место:
  • Занимались ли
    в школе раньше?:
* — Поля, обязательные для заполнения